Учение или развлечение? Надо ли отменять домашние задания в школе

Мечта всех школяров-лентяев — чтобы учителя вообще не задавали заданий на дом. И вот вдруг их поддержали депутаты. Перед началом учебного года законотворцы вспомнили, что у школьников большие нагрузки и предложили отрегулировать этот вопрос. В частности, рассмотреть отмену домашних заданий.
«Большинство депутатов Государственной Думы считают, что школьники перегружены, в среднем за учебной они проводят 8-10 часов день», — написал в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Он отметил, что у детей появляются новые возможности для формального выполнения домашнего задания — технологии ИИ, поиск готовых ответов в интернете и т. д. Тем самым это все порой превращается в пустую трату времени. Один из способов решения проблемы — отмена домашних заданий.
Тема вызвала оживленную дискуссию в комментариях канала и не только там. Однако большинство людей высказались не за отмену домашних заданий, а за изменение подходов к ним. Законодатели пообещали выработать предложения по изменению ситуации.
Нужна ли школьникам домашка? Aif.ru узнал мнение экспертов.
«Когда легко — ребенок не учится»
Преподаватель по русскому языку и литературе Оксана Ласковская:
— Что такое домашние работы? Когда ты сам закрепляешь пройденное и получаешь настоящие навыки. Другого способа сделать это нет. Все, что ты делаешь в школе, ты делаешь под контролем учителя — тебе объясняют, показывают. Магия присутствия компетентного человека действует на всех: нам кажется, что мы справляемся и умеем. А как на самом деле мы умеем, узнаем только тогда, когда делаем это без чьего-либо присутствия, без страховки и подсказок.
У нас любят говорить о том, что бедные дети перегружены. Так школа — это их работа. Они и должны быть нагружены. Ребенку должно быть до определенной степени трудно в процессе обучения. Когда ему легко — он ничему не учится. Развлекается, проводит время. Мы растем тогда, когда преодолеваем трудности. Такова наша природа. В этом плане человек за последние несколько тысяч лет вообще не изменился. И все методики в педагогике это учитывают. Но говорить о том, что надо трудиться и что именно трудом и усилиями достигается многое, как-то не очень модно и не слишком популярно.
Хорошо, если материал в школе подается в интересной форме, учебник написан увлекательно — это стимулирует любознательность. Но уходить в другую крайность — превращать обучение в сплошное развлечение, выдавать шутки-прибаутки вместо реального знания — нельзя. Школа не должна быть цирком.
Родители жалуются: в школе задают такие задания, что приходится делать их вместе с детьми. Это уже проблема родителей — надо иметь в себе силы встать и уйти заниматься своими делами. Да, есть тревожные мамы и папы, тяжело, когда ребенок совершает ошибки или получает не очень хорошие оценки. Это надо пережить. Каждый человек становится самостоятельным, когда проходит свой путь.
Ребенку бывает нужна помощь, если он не понял материал. Есть учебники, он должен не бояться задавать вопросы учителю. Его учеба — это та зона ответственности, с которой он может справляться буквально с 1 класса. Если сидеть над душой, ничего не хорошего из этого не выйдет. Не только по части школы, но и по жизни.
«Утомляют не трудности, а отсутствие понимания „зачем“»
Директор Международной гимназии Сколково Оксана Демьяненко:
— Я практически уверена, что учителя никогда не поддержат отмену домашних заданий, потому что без них невозможен качественный процесс усвоения материала и развития. Безусловно, домашние задания должны быть выверенные, в идеале адресные, дифференцированные по уровням сложности и типам — кому-то сложнее, кому-то проще, чтобы у ребенка был выбор. Конечно, учителя, которые злоупотребляют домашним заданием, были и, к сожалению, будут. Но это не значит, что задания нужно отменить совсем. Мотивация ученика, в том числе на самостоятельную работу, — в его интересе к предмету и в интересе и уважении учителя к ученику. Если учитель и формы работы, стиль взаимодействия увлекают, то и предмет, и задания не вызывает отторжения. Не трудности, а монотонность и безликость, отсутствие понимания «зачем» убивают интерес к учебе и утомляют.
Сейчас многие говорят о том, что учебные планы перегружены. Но даже с учетом того, что план действительно непростой, самостоятельная работа должна быть. Это и есть важнейшая часть обучения — поиск и анализ информации, творческий процесс, самостоятельная формулировка мыслей и идей. Именно такая самостоятельная работа, не важно, где она выполняется — дома или в школьной библиотеке, дает образовательный результат. Все зависит от компетенции и мастерства учителя, какую роль он этому заданию придает, как формулирует и как он его проверяет.
Практически все дети проходят тот период, когда пытаются увильнуть от работы, домашнего задания, делают его плохо, некачественно, списывают, проверяют границы дозволенного. Важно замечать и реагировать. Родителям нужно постараться наладить дисциплину и помочь в самоорганизации. Договориться с ребенком: сейчас ты делаешь уроки, потом у тебя будет время и плюшки. И не надо дарить мобильные телефоны за выполненные домашние задания. И денег платить за них не надо. Поддержите мотивацию положительными эмоциями и совместными позитивными переживаниями и событиями. Да, это сложнее, но это лучшая плата за усилия ребенка. Иногда родители начинают активно помогать — делают домашние задания вместе с ребенком. Родительская проверка и помощь допустимы. Но стоит помнить, что дети очень быстро учатся манипулировать: я не могу, помоги, я так тебя люблю и т. д. А кроме того, родители могут не знать, как сейчас чему-то учат в школе. Одну и ту же задачу можно решать по-разному. Особенно важно это для начальной школы. У учителя есть подход, новые методики, логика объяснения. Поэтому, если папа объясняет задачу своим институтским методом, то получается медвежья услуга. Самое лучшее, чем может помочь родитель, научить самостоятельности, выбору и пониманию, что у каждого действия или бездействия есть последствия.
«Самостоятельность важно поощрять»
Семейный и подростковый психотерапевт, доктор психологических наук Илья Слободчиков:
— Можно дискутировать по поводу объемов и качеств домашних заданий. Но то, что задавать их надо обязательно, начиная с 3 класса, (первые два как раз не стоит этого делать) и далее вплоть до 9-го — вне всякого сомнения. В 10-11 классе они тоже не нужны, там должен быть совершенно другой принцип преподавания.
Зачем нужны домашние задания? Прежде всего, для того, чтобы ребенок хотя бы какую-то часть заданий делал самостоятельно, повторяя тот материал, который ему давал педагог. Во-первых, самостоятельная работа худо-бедно (не важно, с родителями или без них) позволяет ребенку хотя бы обзорно, внешне представлять себе материал, если уж в нем не разбираться. Во-вторых, все мы прекрасно понимаем, что школьные педагоги — далеко не все профессионалы и далеко не все способны по-человечески объяснить детям материал так, чтобы было понятно. Следовательно, необходимость самостоятельного повторения еще и эту функцию выполняет.
Что касается ситуации, когда родитель делает с ребенком домашние задания чуть ли не до 10 класса, могу сказать только одну простую вещь: любовь сэра Генри грозит бедой только самому сэру Генри (цитата Шерлока Холмса из фильма «Собака Баскервилей» — прим. ред.). Если родитель не понимает, что такое самостоятельность и как она формируется, считает, что его ребенок не способен ни интеллектуально, ни с помощью силы воли прикладывать усилия, он в результате получит все, что по этому поводу полагается, когда этот ребенок начнет взрослеть. Хотя бы чисто внешне. Понятно, что ничего, кроме инфантилизации, подобная позиция не породит.
При этом не надо путать эту позицию с необходимостью объяснять ребенку определенные темы, определенные вещи, хоть в 5-м классе, хоть в 11-м. И вести содержательный диалог с ребенком, как в области учебных тем (а там может быть много всего разнообразного, полезного, нужного и интересного), так и за рамками учебника. Именно родители, прежде всего, а вовсе не учителя должны учить ребенка думать, разбираться, формировать собственное мнение, не бояться его высказывать, чего очень боятся периодически наши педагоги.
По поводу перегрузки детей. Она никак не связана с домашними заданиями. Она связана с перенасыщением информационного пространства. Причем перенасыщением часто всякой чепухой. И еще. Если ребенок много сидит в социальных сетях, играет в компьютерные игры — и это для него является замещением нормального общения и взаимодействия, то отмени домашнее задание, назначь три домашних задания — ничего не изменится.
Источник: https://aif.ru/society/education/uchenie-ili-razvlechenie-nado-li-otmenyat-domashnie-zadaniya-v-shkole